Содержание материала

Актуальность темы обусловлена повышающейся потребностью общества в здоровых и физически развитых людях в связи с обострением этой проблемы в целом по регионам России.

Модификации методов строго регламентированного упражнения

Даже выборочная статистика по школам показывает, что здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи оставляет желать лучшего: наблюдается значительное число учащихся, освобожденных по этой причине от основных занятий по физической культуре, большое количество пропущенных занятий по этой же причине, касающихся других учебных предметов.

Использование комбинированных методов в организации занятий по физической культуре

Дипломная работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Теоретические аспекты использования методов в процессе физического воспитания школьников

1.1 Дидактическая система методов обучения

1.2 Связь методов с содержанием образования

1.3 Особенности использования комбинированных методов в организации занятий по физической культуре

  • Модификации методов строго регламентированного упражнения при комплексном содержании занятий
  • Игровой метод
  • Соревновательный метод

Глава 2. Опыт использования комбинированных методов в практике организации занятий по физической культуре

2.1 Методика использования комбинированных методов на уроках физической культуры

2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по использованию комбинированных методов на уроках физической культуры

Выводы

Литература

Введение

На уровне официальных документов (общешкольные годовые планы, Устав школы и др.) образовательный процесс в школе вроде бы должен приобретать здоровьесберегающую направленность, но пока это пожелание остается на декларативном уровне.

Основными причинами создавшегося положения, по мнению многих исследователей, являются: дефицит двигательной активности на протяжении всего периода обучения в общеобразовательных учреждениях, обусловленный несовершенством действующих государственных программ по физическому воспитанию, и недостаточный уровень культуры здорового образа жизни всех субъектов образования (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, П. П. Тиссен, С. С. Коровин и др.). Эта проблема обостряется для учащихся с отклонением в состоянии здоровья и отнесенных к специальным медицинским группам.

Анализ научно-методической литературы показывает, что методика физического воспитания и оздоровления школьников и школьниц специальных медицинских групп в настоящее время разработана не на должном уровне (Н. В. Петров, В. С. Щербаков, К. И. Годиш и др.) и не позволяет в полной мере осуществлять поставленные перед ней задачи по ряду причин. Необходимость разработки эффективной методики физического воспитания в специальных медицинских группах диктуется разнообразием и противоречивостью взглядов по следующим направлениям исследований:

  • комплектование учебных групп (по заболеваниям, физическому развитию, подготовленности и функциональному состоянию);
  • содержание учебных занятий (государственной программе для общеобразовательных школ, узкой специализации, свободным выбором по усмотрению преподавателя);
  • организация учебных занятий (с основной группой – по строго дозированной нагрузке, в специальной медицинской группе – с учетом диагноза заболевания и др.);
  • направленность учебных занятий (профессионально-прикладная физическая подготовка, оздоровительная, специализированная и др.).

Чаще всего эти подходы зависят от:

  • условий школы (материальных, региональных и др.);
  • компетенции и возможностей преподавателя, его творческого потенциала;
  • личностных особенностей занимающихся (потребностно-мотивационной сферы, структуры личности, интереса и т.п.) и уровня состояния ученика (физического, функционального, психологического).

Отсюда вытекает потребность в поиске в поиске наиболее эффективных организационных форм, средств и методов физического воспитания, рациональных подходов в нормировании физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма человека, обеспечивающих устойчивую физическую и умственную работу учащегося. Такие средства, по нашему мнению, должны носить комплексный характер, что и обусловливает выбор темы выпускной квалификационной работы: Использование комбинированных методов в организации занятий по физической культуре.

Цель исследования: изучить и доказать на практике эффективность использования комбинированных методов в организации занятий по физической культуре.

Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования: процесс совершенствования занятий по физической культуре на основе использования комбинированных методов.

Гипотеза исследования: физическое развитие школьниц старшего звена и специальных медицинских групп будет протекать благополучно при следующих условиях:

  • ориентации на потребностно-мотивационную сферу, уровень подготовленности и состояние здоровья занимающихся;
  • рациональном использовании комбинированных методов физического развития.

Основные задачи работы:

  1. Дать анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по выбранной теме.
  2. Представить совокупность комбинированных методов, способных обеспечить оздоровительный режим школьников и их развитие.
  3. Подвести итоги проделанной работы с точки зрения соответствия достигнутых результатов поставленной цели и задачам.

База исследования: лицеи № 2, № 4 г. Оренбурга

Методы исследования:

  • анализ научно-методической литературы по проблеме;
  • оценка состояния здоровья и уровня подготовленности (физической, функциональной, психологической) учащихся;
  • анкетирование;
  • беседа;
  • углубленное медицинское обследование;
  • психолого-педагогическое  тестирование.

Практическая значимость работы: методика использования комбинированных методов на уроках физической культуры, представленная во второй практической главе, может стать методическим материалом для учителей-практиков основных образовательных учреждений при организации в них  специальных медицинских групп школьников.