Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Разнообразные дидактические игры и подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

По определению современных педагогов, «подвижная игра» относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений (Л.В. Былеев, Е.М. Геллер, И.М. Короткое, М.Н. Жуков).

Подвижная игра с правилами — это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стой!» и др. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле и др.

Поскольку ребенок приступает к обучению в школе, еще не зная, как надо учиться, Ш.А. Амонашвили отмечает, что «...назначение класса для шестилеток — готовить детей к роли учеников», задача педагога — помочь маленькому человеку быстрее адаптироваться в новой для него обстановке.

Как показывает практика, большинство учителей применяют, в основном, репродуктивную методику обучения, недостаточно используя активные методы обучения. Далеко не все педагогические ресурсы, доступные учителю, используются в педагогической практике в сфере воспитания. К таким недостаточно используемым средствам относится подвижная игра.

Сущность подвижной игры как ведущего вида деятельности детей шестилетнего возраста видится нами в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга — это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создает предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод.. Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д. Несюжетные подвижные игры (игры типа: перебежек, ловушек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.), игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.

Широкое применение подвижных игр в педагогической работе требует специального отбора игр для решения разных педагогических задач. В связи с этим возникают рабочие группировки (простейшие классификации) игр, сходных по определенным признакам (по степени сложности их содержания; по возрасту занимающихся с учетом возрастных особенностей; по видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием и др.); по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (игры для воспитания выносливости, силы, ловкости, координации движений и др.); игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих (игры, в которых игроки не вступают в соприкосновение с «противником», игры с ограниченным вступлением в соприкосновение, игры с непосредственной борьбой «соперников»).

Группируются игры и по другим различным признакам, способствующим более правильному отбору их в различных условиях работы: по характеру моторной плотности (игры большой, средней, малой подвижности), с учетом времени года, по форме организации занятий ((игры на перемене, игры на уроке и др.).

Подвижные игры на переменах Е.М. Геллер предлагает классифицировать по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Его наблюдения позволили выделить три степени нагрузки: малую, среднюю, большую. К первой степени Е.М. Геллер относит игры, в процессе которых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, ко второй степени — до 180%, к третьей — свыше 180% ударов в минуту. Кроме того, выделяют три степени интенсивности двигательной деятельности: высокая (частота сердечных сокращений повышается на 90% от исходного показателя); средняя: (от 70 до 90 %) и низкая: (до 70%). СВ. Хрущёв использует пять зон интенсивности для группировки подвижных игр: низкая (до 130 уд/мин.); средняя (до 150 уд/мин.); большая (155—175 уд/мин.); высокая (175—185 уд/мин.); максимальная (185—200 уд/мин.). По двигательной активности и объёму классифицирует игры Б.А. Мирончук. Дозирование игр по времени встречается в исследованиях АЛ. Бриедис Л.В. Былеевой и И.М. Коротковым игры распределяются: по степени сложности их содержания: от самых простых к более сложным; по возрасту детей с учётом возрастных особенностей; по преимущественным видам движений; по преимущественным физическим качествам; игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих.

Профессор В.Г. Яковлев, объединив отдельные группировки игр, предложил свою классификацию коллективных подвижных игр, исходя из принципа взаимоотношений и взаимодействий участников. Чёткая и достаточно полная классификация подвижных игр ВТ. Яковлева состоит из 4 ступеней. Высшей ступенью классификации является характер организации играющего коллектива. Игры делятся на два типа — игры без разделения на команды и игры с разделением на команды. Далее следуют целевые установки совместных действий играющих (без водящих, с водящим, без вступления в контакт с «противником», с вступлением участников в соприкосновение с «противником»). Затем группировка игр в зависимости от активных действий участников(единоборство участников, борьба за свою команду). Четвёртую ступень характеризуют типичные движения и их разновидности в играх(действия, связанные с выполнением подражательных движений, действия на ловкость, действия, связанные с короткими перебежками и др.).

Игра не исчерпала ещё своих возможностей и продолжает активно воздействовать на развитие младших школьников. Прежде, чем ребенок сможет извлечь пользу из обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации и способности быть настойчивым, любознательным. Он должен научиться достичь цели и проигрывать. Ему необходимо научиться получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Чрезвычайно важно искать новые варианты использования игры в обучении учащихся начальных классов.

Задача создания наиболее рациональной системы воспитания и обучения, понимание значения здоровья ребенка, идущего в школу, определяют изучение физического развития детей в качестве одного из приоритетных направлений в методике использования подвижной игры в обучении младших школьников. С точки зрения физического воспитания, физическое развитие рассматривается как процесс развития физических способностей.

Н.В. Зимкин при этом обращает внимание и на развитие двигательных умений и навыков. В.П. Станкиониене отмечает, что в педагогическом отношении физическое развитие является и совершенствованием форм и строения организма под воздействием воспитания.

По В.А. Шишкиной физическое развитие является процессом изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.). В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

При применении методики использования подвижной игры в обучении младших школьников ученик должен осознать, что в игре он составляет слова-предложения при ходьбе или, бросая мяч партнёру, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи с прилетевшими или улетевшими птицами на спортивной площадке, — всё это делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того, чтобы научиться сложению и вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа и др.

Тезаурус понятия «Подвижная игра с дидактической направленностью» содержит два основных структурных компонента:

  • мотивационный компонент (выработка внутренней мотивации учения, являющейся основой формирования познавательного интереса);
  • операционный компонент (научить учащихся организовывать свою совместную дидактически-подвижную деятельность в соответствии с учебной (дидактической и двигательной) задачей для получения детьми информации в ходе совместной дидактически-подвижной деятельности. Этот процесс совершается на основе сравнения результатов игры с её целью.

Мотивационный компонент включает:

— разъяснение детям цели подвижной игры с дидактической направленностью (стратегическая (на год) и тактическая (на урок)); задачи дидактической подвижной игры;

— основные элементы подвижной игры с дидактической направленностью, выраженные во взаимозависимости, взаимопомощи, индивидуальной ответственности, коммуникативности, совместной оценке. Важно помнить, что у шестилетних школьников начинают активно формироваться общественного поведения, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за своё место и общий порядок в коллективе;

— принципы деятельности в подвижной игре с дидактической направленностью, выраженные в сознательности и активности; планирования; постепенности «от знакомых игр к незнакомым»; соответствия возрастным, психологическим и физическим особенностям; доступности и индивидуализации; систематичности в закреплении приобретенных знаний, умений и навыков; связи с жизнью;

— сюжет подвижной игры с дидактической направленностью, включающий в себя целевую установку действий играющих и развитие игрового конфликта.

Операционный компонент состоит из следующих частей:

— педагогические требования к организации подвижной игры с дидактической направленностью (подготовка к проведению игры; организация играющих; руководство процессом игры; подведение итогов). Особенности физического  и  психического развития  школьников диктуют учителю методику организации дидактических подвижных игр. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры, когда она ещё не закончена;

— дидактический  материал,  наглядность,  инвентарь  к использованию в подвижной игре с дидактической направленностью а) по цели деятельности как тренировочный, познавательный, творческий; б) по уровню как информативность, объем, абстрактность);

— методический инструментарий к использованию в подвижной игре с дидактической направленностью (приемы работы по развитию речи; приемы работы с дидактическим материалом; приемы индивидуальной работы; приемы управления вниманием);

— педагогический инструментарий к использованию в подвижной игре с дидактической направленностью (ситуация успеха; эффект ожидания; условия для демонстрации «Я»; поощрение и порицание; оценка действий и поступков учащихся и другие);

— учебное содержание с межпредметной связью в подвижной игре с дидактической направленностью (обучение грамоте и чтение; математика; человек и мир);

— характер взаимодействия в подвижной игре с дидактической направленностью (без разделения на команды; переходные и командные; с разделением на команды).

— преимущественное проявление физических качеств в подвижной игре с дидактической направленностью;

— двигательные действия в содержании подвижной игры с дидактической направленностью. Главное содержание игр—движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта;

— интенсивность подвижной игры с дидактической направленностью (низкая (до 130 уд/мин.); средняя (130— 150 уд/мин.); большая (150—170 уд/мин.); высокая (170 уд/мин, и более).

В основе предлагаемой нами классификации лежит положение об игре как деятельности, направленной на развитие двигательного и познавательного аспекта интересов детей. Любую двигательную деятельность школьник, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием. Также любую познавательную деятельность школьник, одухотворённый радостью движения, познаёт более эффективно и без ущерба для своего здоровья.

Таким образом, подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН)это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей: первой условной цели, добровольно установленной самими играющими (достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать соперника или убежать от него), параллельно физическому развитию решая задачи познавательного характера (закрепление знаний и представлений по предметам общеобразовательного цикла: математике, обучению грамоте, развитию речи, ознакомлению с окружающим) — вторая цель.

Осуществление межпредметных связей физической культуры с другими общеобразовательными дисциплинами таким образом может являться эффективным средством закрепления учебного материала по обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим.

В основу методики положены идеи о всестороннем развитии личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения, а также основные принципы воспитания и обучения младших школьников. Их воплощение осуществляется путём повышения интереса школьников к учебным занятиям, активизации их мыслительной деятельности, возможности личностного выражения в каждой подвижной игре, стимулирование сознательного отношения к участию в подвижных играх.

Из всего многообразия умственных процессов младших школьников можно выделить наиболее влияющие на эффективность урока: восприятие, память, внимание, волю, эмоциональность.

Физические упражнения, имитационные движения, подвижные игры с дидактической направленностью способствуют запоминанию, например, стихотворного текста, и, наоборот: проговаривание в такт движениям ускоряет процесс формирования двигательного навыка. Концентрация внимания учащихся во время подвижных игр (например, на точность выполнения упражнений с мячом), способствует активизации их внимания на уроках по другим предметам и лучшему усвоению школьной программы.

Положительные эмоции, которые возникают во время выполнения физических упражнений и подвижных игр, обеспечивают решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщения. Эмоции, чувства не только возникают в деятельности (в подвижной игре, например), но и активно изменяют её результаты. Чтобы лучше ориентироваться в подборе упражнений и игр, учителю важно знать физиологические особенности детей, поскольку всё зависит от индивидуальных особенностей конкретных учеников конкретного класса.

При разработке методики обучения подвижным играм с дидактической направленностью использована основная идея теории учебной деятельности — воспитания творческого мышления путём использования содержательного обобщения (от общего — к частному).

Сначала школьники получают знания на уроках по общеобразовательным предметам, затем эти знания на этапе закрепления изученного материала по предметам общеобразовательного цикла программы применяются в конкретных играх с целью их закрепления как на уроках физической культуры, так и на уроках по общеобразовательным предметам.

Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. 1-4 классы. - М.: Вако, 2004. - 296 с. Раздел V. Подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН) как средство педагогики оздоровления. - Особенности методики использования подвижных игр. С. 140-145.