Гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта. Существует несколько видов гимнастики: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, ритмическая гимнастика и т.д. Спортивная гимнастика (от греч. gymnastike, от gymnazo — упражняю, тренирую; по другой версии от древнегреческого слова «gymnos», то есть «голый», «обнаженный») — один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт-минутки в учебных заведениях и на производстве. Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.

Первые три зоны информационной модели гимнаста построены на физических (сила, ловкость, гибкость) и волевых (смелость) качествах, на работоспособности и морфологических особенностях. Причем мнения всех пятидесяти специалистов, принявших участие в анкетировании, хорошо согласованы.

Типологические свойства высшей нервной деятельности гимнастов оказывают весьма существенное влияние на проявление ими решительности и смелости при овладении гимнастическими упражнениями. Крайние "полюсы" этих свойств (сила и слабость, уравновешенность и неуравновешенность, подвижность и инертность) могут служить благоприятной и неблагоприятной почвой для проявления волевых качеств.

Рассмотрим более подробно процесс преодоления трудностей, требующих проявления решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям. Анализ исследований, проведенных российскими учеными по этому вопросу, позволяет осмыслить различия в проявлении решительности и смелости исходя из особенностей положительных и отрицательных мотивов волевых действий.

Гимнастические упражнения чрезвычайно разнообразны по сложности отдельных элементов. Выполнение их связано с различными трудностями. Чтобы преодолеть эти трудности, гимнаст должен проявить решительность и смелость, целеустремленность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность и организованность и другие волевые качества.

Значение мотивов для формирования личности в процессе и в результате занятий спортом состоит в том, что установка человека, цель его деятельности, как это он себе представляет, во многом определяют воспитательный эффект занятий спортом.

Значение занятий гимнастикой при решении задач эстетического воспитания имеет две стороны. Первая состоит в их воздействии на формирование у занимающихся красоты движений, поведения и телосложения. Занятия гимнастикой направлены прежде всего на овладение человеком своей двигательной сферой, обогащение двигательных представлений, развитие двигательных способностей: повышение их экономности, рациональности, уместности, т. е. овладение теми сторонами движений, которые характеризуют их совершенство, красоту.