шкала измерения отношений

Мы можем измерить отношение непосредственно, задавая людям вопросы или прося их ответить на утверждения, описывающие убеждения, чувства или поведение, связанные с интересующей нас темой.

Существуют и другие косвенные способы измерения установок (например, измерение физиологических изменений или реакций к неоднозначным картинам), но спортивные психологи склонны больше полагаться на прямые измерения.

Непосредственное измерение отношений (установок) осуществляется тремя основными способами: по шкале Лайкерта, по шкале Терстоуна и по семантической дифференциальной шкале.

Шкала Лайкерта

Ренсис Лайкерт (Rensis Likert 1932) разработал простейший и ставший наиболее распространенным способ измерения отношений ‒ психометрическую шкалу суммарных оценок. В настоящее время она часто используется в опросниках и анкетных исследованиях психологов.

Мы начинаем с того, что производим равное количество положительных и отрицательных утверждений относительно того, к чему мы измеряем отношение. Эти утверждения могут касаться убеждений, чувств и поведения.

Людей просят ответить на утверждения, как правило, по пятибалльной шкале, от «полностью не согласен» до «полностью согласен». Примеры утверждений, измеряющих отношение к боксу, приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Примеры заданий Лайкерта для измерения отношения к боксу

шкала Лайкерта

В переводе на русский:

  1. Бокс вызывает повреждение головного мозга
  2. Я смотрю боксерские поединки по телевизору
  3. Я нахожу бокс захватывающим

Вы можете видеть, что:

  • Пункт 1 относится к убеждению.
  • Пункт 2 относится к поведению.
  • Пункт 3 относится к эмоциям.

Таким образом, в задание включены когнитивные, поведенческие и аффективные измерения.

Пункт 1 является отрицательным утверждением, а два других ‒ положительными утверждениями. Чтобы оценить этот тип теста, вам нужно дать всем положительным утверждениям значения от 1 до 5, где 5 является наиболее положительным. Для отрицательных утверждений вы должны изменить это, присвоив им значения от -5 до -1. Каждому человеку, прошедшему тест, затем может быть присвоен балл по каждому пункту и, наконец, общий балл, который показывает, насколько положительно или отрицательно его отношение.

Шкала Терстоуна

Луис Терстоун (Thurstone 1929) разработал сложную систему измерения отношения. Шкала Терстона напоминает шкалу Лайкерта в том смысле, что она представляет собой утверждения, на которые респондент выбирает ответ в зависимости от того, насколько близко он согласен с каждым из них. Однако Терстоун считал важным, чтобы мы знали, насколько положительным или отрицательным является каждое утверждение в шкале, а не только то, являются ли они положительными или отрицательными.

Преимущество шкалы Терстоуна состоит в том, что, когда мы суммируем чьи-то баллы, мы придаем дополнительный вес (коэффициент) максимально положительным и максимально отрицательным утверждениям по сравнению со слегка положительными или слегка отрицательными утверждениями. Например, возвращаясь к примеру с боксом, если кто-то ответил «полностью согласен» на утверждение «Бокс должен быть немедленно запрещен во всем мире», это представляет собой более негативное мнение, чем если бы он дал такой же ответ на утверждение «Бокс может быть опасен».

Хотя, в принципе, шкала Терстоуна должна быть более достоверной, чем шкала Лайкерта, на практике немногие исследователи готовы прилагать дополнительные усилия, необходимые для составления шкал такого типа. Как указал Оппенгейм (1992), шкала Лайкерта в целом дает те же результаты, что и шкала Терстоуна, но при этом требует меньше времени.

Семантическая дифференциальная шкала

Чарльз Осгуд с соавторами (Osgood et al. 1957) разработали альтернативную процедуру прямого измерения отношения. Чтобы подготовить семантическую дифференциальную шкалу, вы должны сначала придумать ряд слов с противоположными значениями, которые применимы к описанию предмета теста. Между каждой парой слов семь точек. Задача респондента — выбрать точку между двумя крайностями, которая лучше всего описывает то, что он чувствует.

Кеньон (Kenyon 1968) разработал семантическую дифференциальную шкалу под названием «Отношение к физической активности» (Attitudes Towards Physical Activity ‒ ATPA) для измерения того, насколько положительно люди относятся к спорту и физическим упражнениям. В ATPA используется восемь пар противоположных по смыслу слов, относящихся к различным видам физической активности и различным функциям физической активности. Некоторые элементы из ATPA показаны в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Пункты шкалы «Отношение к физической активности» (ATPA)

а) Спорт как социальный опыт

  • хороший 1 2 3 4 5 6 7 плохой
  • приятный 1 2 3 4 5 6 7 неприятный
  • мудрый 1 2 3 4 5 6 7 глупый

Например, в трех пунктах таблицы 3.2 ожидается, что человек с позитивным отношением к спорту как к социальному опыту выберет числа ближе к 1, чем к 7 для каждой пары слов. ATPA обычно используется как мера отношения к спорту в исследованиях спортивной психологии. Саймон и Смолл (Simon and Smoll 1974) разработали модифицированную версию АТРА для ее использования в работе с детьми. Исследования взрослой и детской версий ATPA будут рассмотрены далее в этой главе.

Упражнение

Выберите спортивную тему, например, опасность бокса или важность спорта для развития детей. Постройте мини-шкалу отношения, используя способ Лайкерта, и придумайте 5–10 утверждений, включающих как положительные, так и отрицательные утверждения.

Мэтт Джарвис. Спортивная психология.